Монтаж кранового рельса

Надземные рельсовые крановые предназначены для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, электрических и ручных передвижных талей.

Надземный рельсовый путь состоит из:

– верхнего строения;

– путевого оборудования.

Верхнее строение рельсового пути

В состав верхнего строения надземного рельсового пути входят рельсы, опорные элементы, стыковые и промежуточные скрепления, которые различны по конструкции для различных профилей рельсов и назначения надземных рельсовых путей опорных и подвесных кранов.

Количество стыковых скреплений определяется длиной рельсового пути и количеством отрезков рельсов по длине его рельсовых нитей.

Выбор типа рельса для надземного рельсового пути осуществляют согласно рекомендациям изготовителя крана, изложенном в паспорте крана и руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии указанных требований, выбор типа рельса осуществляют в зависимости от нагрузки, передаваемой ходовым колесом крана на рельс и группы классификации (режима работы) крана.

Подбор подходящих крановых рельсов:

  1. В качестве рельсов для опорных кранов разрешается применять:

– новые железнодорожные рельсы типа Р43 по ГОСТ 7173, Р50 и Р65 по ГОСТ Р 51685;

– рельсы крановые типов КР 70, КР 80, КР 100, КР 120 и КР 140 по ГОСТ 4121;

– рельсы из стального горячекатаного проката квадратного или прямоугольного сечения по ГОСТ 2591.

  1. В качестве рельсов для подвесных кранов, грузовых тележек, электрических и ручных талей применяют двутавры по ГОСТ 19425 с учетом температуры рабочего состояния крана, эксплуатируемого на них:

– при температурах рабочего состояния от плюс 40°С до минус 20°С – из малоуглеродистых сталей ВСт3сп5 по ГОСТ 380;

– при температурах рабочего состояния от плюс 40°С до минус 40°С – из низколегированных сталей 09Г2С, 09Г2-12 по ГОСТ 19281.

Стыковые скрепления рельсов в рельсовой нити применяются разъемного и неразъемного типов:

– разъемные стыковые скрепления выполняются с помощью стыковых накладок;

– неразъемные стыковые скрепления выполняются с помощью сварки по техническим условиям, разработанным на данный вид сварки.

Для всех типов рельсов, разрешается применять так называемые “косые” стыки. В этом случае торцы рельсов, обрезанные под углом 45° к продольной оси рельса, укладывают на стальную подкладку, находящуюся под стыком и препятствующую изгибной деформации консольных концов соседних рельсов, составляющих единую рельсовую нить. В “косых” стыках накладки на стенку рельса не устанавливаются, а стык закрепляется прижимными планками, закрепленными к подкрановой балке.

Крепления рельсов рельсовой нити к подкрановым балкам могут быть разъемными или неразъемными (сварными), при этом неразъемные крепления разрешается применять только для кранов, имеющих группу классификации (режима работы) не выше А5 по ГОСТ 25546.

Путевое оборудование

На каждой рельсовой нити надземного рельсового пути должно быть установлено по два тупиковых упора, ограничивающих рабочую зону обслуживаемую краном.

Тип тупиковых упоров должен соответствовать конструктивному решению, указанному в паспорте или руководстве по эксплуатации крана.

Заземление

Рельсы надземного рельсового пути должны быть надежно электрически соединены в стыках (сваркой, приваркой перемычек достаточного сечения, приваркой к металлическим подкрановым балкам) для создания непрерывной электрической цепи.

При установке крана на открытом воздухе для заземления рельсов необходимо предусматривать не менее двух заземляющих проводников, присоединяемых к рельсам в разных местах.

Проходные галереи, площадки, лестницы

Для обеспечения безопасного доступа при техническом обслуживании и обследовании кранов и надземных рельсовых путей, последние, в общем случае, должны оснащаться проходными галереями, площадками и лестницами. При устройстве средств доступа следует руководствоваться указаниями ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5.

Для надземных рельсовых путей, где эксплуатируются опорные мостовые краны групп классификации (режима работы) А6 и выше по ГОСТ 25546, галереи для прохода вдоль путей устраиваются с обеих сторон пролета.

При отсутствии проходных галерей и площадок надземных рельсовых путей, их обслуживание должно выполняться по специальному регламенту, разработанному эксплуатирующей организацией с учетом обеспечения требований безопасности. В этом случае вдоль рельсового пути должен быть установлен страховочный канат по ГОСТ 12.4.107. Применение в качестве страховочных элементов круглой стали и труб не допускается.

Указания по монтажу

Монтаж рельсовых нитей подвесных и консольных передвижных кранов выполняют в соответствии с требованиями, приведенными в эксплуатационных документах изготовителя кранов, а также с учетом требований

Монтаж подкрановых балок на колонны для надземных рельсовых путей опорных кранов следует выполнять с учетом их конструктивных особенностей и требований к монтажу строительных конструкций, изложенных в проектах производства работ.

Смещение продольной оси подкрановой балки на опорной поверхности (площадке) колонны от проектного положения не должно превышать ±8 мм, а отклонение от проектных отметок верхних полок подкрановых балок (на двух соседних колоннах вдоль ряда и на двух колоннах в одном поперечном сечении пролета) не должно превышать ±16 мм, согласно требованиям

Установку рельсовых нитей для надземных рельсовых путей опорных кранов на подкрановые балки следует выполнять с учетом выбора:

– типа рельса, согласно требованиям;

– конструкции узла крепления рельса к подкрановой балке

Принятый вариант установки должен обеспечить заданное расстояние (в плане) между рельсовыми нитями, равное пролету крана, который будет эксплуатироваться на данном надземном рельсовом пути, а также габаритные расстояния от крана до строительных конструкций.